Tuesday, February 28, 2023

Прочитала в феврале

  Февраль стоял снежный, часто солнечный, морозов не было, все около 0 С. Вечером читать мне трудно, даже с лампой, а вот днем, перед обедом, возле окна, особенно когда солнце светит, удобно устроиться в кресле и почитать. Стала брать с полки толстые книги, дошла очередь до них. 

 

 

Книга, прочитанная в феврале - "Рассказы и повести" Василия Шукшина.  Давно она была куплена. Но я ее не читала. В сборнике  мне понравился рассказ "Бессовестные". Вот отрывок из него.

"Старик Глухов в шестьдесят восемь лет овдовел. Схоронил старуху, справил поминки. Плакал. Прошел год, и старику стало невмоготу. У него был сын, наезжал изредка - картошки взять, капусты соленой, огурцов, медку для ребятишек. ...Он давал сыну сальца, капусты. Выбирал получше. Молчал, скрепя сердце, не жаловался...

 

 

И надумал старик жениться.  И невесту присмотрел. Было это 9го мая, в День Победы. Собралось все село на кладбище, помянуть погибших на войне....Тихо плакали на кладбище... И тут он приметил в толпе старуху Отавину. Она была нездешняя, хотя жила здесь давно. Глухов ее знал. У старухи Отавиной никого не было на кладбище, но она вместе во всеми тихо плакала и крестилась...

Пришел домой, выпил за сынов. И стал вплотную думать: "Продала бы она свою избенку, перешла бы ко мне жить. А деньги за избу пусть положит себе на книжку. ... Хоть в баню по-человечески сходить, полежать после баньки беззаботно. На стол есть кому поставить, есть кому позвать: "Садись, Емельян".

Это небольшой отрывок из рассказа о жизни людей в деревне, их заботы и радости, печали и горести. Возможно вы  читали рассказы Шукшина или видели фильмы по его рассказам и повестям. 

 


Следующая книга - "Фаворит" Валентина Пикуля. У меня этот роман-хроника времен Екатерины II в двух томах. Прочитала я только 1й том. 

Герой романа - князь Потемкин Таврический. Основные темы романа - это внутренняя и внешняя политика России 1770-1790 годов. Екатерина II  - классический пример монарха, поддерживающая полностью и откровенно дворянство. Одновременно ей были присущи рассуждения об "общем благе и всеобщем благоденствии". Единственным фаворитом Екатерины, вторгавшимся в государственные дела, был Потемкин. 

 


В. Пикуль внимательно изучил исторические проблемы, не скрывал особенности характеров, присущих героям романа. Вот отрывок из книги:

"Денис Фонвизин уселся в шарабан и велел ехать. Отпуск кончился - прощай Москва-матушка. Денис отворил сундучок дорожный, извлек из него рукопись комедии "Бригадир" и стал читать поглядывая в окошко, а там поля и пажити, перелески и костры в безлюдьи пастушьем. О Русь, Русь! Великая, многострадальная, обожаемая. Шарабан трясло на ухабах, - пущай трясет, ухабы то родимые....

День выдался жаркий, когда Фонвизин приехал в Петергоф; лукующая вода, объятая радугами, неслась каскадами к морю. Петергофский Эрмитаж был окружен глубоким рвом, к нему вел подъемный мостик, прозрачные волны дробились о замшелые валуны. Зал второго этажа насквозь понизало светом, свободно втекавшем через 10 окон, а дубовые панели были покрыты живописными полотнами. 

Посреди зала стоял ореховый стол. Раздался  звук колокола - и середина уплыла вниз, попав в кухни первого этажа, потом плавно вернулась наверх, уставленная питьем и явствами."

*************

Я надеюсь, что в марте солнечных дней будет больше. Вообще же в солнечные дни постараюсь чаще гулять, накопить силы для весенних хлопот в саду.

А что вы прочитали в феврале?


17 comments:

  1. Спасибо, Надежда Семёновна, за отличные отзывы о книгах!

    ReplyDelete
  2. Пожалуйста, Ирина.

    ReplyDelete
  3. Обе книги читала давно, в молодости. Пикуль вызвал у меня интерес к русской истории. Прочитаю какой-нибудь его роман, ищу информацию об исторических личностях, описанных в книге. Повествование заканчивалось, но история продолжалась, и мне было интересно, а что же было потом, после окончания сюжета. Рылась в энциклопедиях и исторических книгах.
    Спасибо за напоминание о замечательных писателях.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, мне тоже произведения Пукуля нравились как изучение истории. Рада, Марина, что напомнила вам о днях молодости и этих книгах.

      Delete
  4. Первый раз я читала Пикуля подростком. "У последней черты". Сейчас это произведение называется "Нечистая сила". Потом пыталась читать "Фаворит". Не смогла.
    Сейчас я перечитываю всю классику. Вчера слушала аудиокнигу Набокова "Камера обскура". Как же он хорошо пишет.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я вот тоже взялась за "Фаворит" и пока одолела только 1й том, Лола. Много героев в романе, разные характеры, иногда совершенно неожиданные. Аудиокниги люблю - глаза отдыхают ))

      Delete
  5. Пикуля не люблю. Так переврал историю российскую, что ни каким художественным вымыслом не оправдаешь. Вот Василий Макарович - это глыба!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Согласна, Семен. Шукшин - писатель, прекрасно рассказывающий о жизни простых людей.

      Delete
    2. This comment has been removed by the author.

      Delete
  6. Was the Hermitage originally surrounded by a moat?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Sandi, a fragment from the book tells about the Hermitage in the city of Peterhof. This is a city in the suburbs of St. Petersburg. There was a small Hermitage building, surrounded by a moat, where the empress rested and ate with the guests. This is not an art museum in St. Petersburg.

      Delete
  7. Надежда Семёновна, спасибо за отзывы о прочитанном. Шукшина люблю, хотя не все рассказы однозначно воспринимаются. Цитатой заинтриговали, этот рассказ не читала. Надо поискать. Пикуля есть две книги, прочитаны потому что считалось неприличным не читать. Но как-то на большее не вдохновили.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я тоже, Людмила, смогла осилить только 1й том Пикуля. Много всего происходит, надо читать внимательно, но не всегда получается.

      Delete
  8. Здравствуйте, Надежда Семёновна! Этот рассказ Шукшина и я не читала. За февраль я прочитала 5 разных книг. Отзывы есть в моем блоге. Посмотрела фильм "Праведник" С.Урсуляка. Очень понравился! А февраль подходит к своему завершению. Вот и зиму пережили. С весной ВАС!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Фильм не смотрела, но попробую найти в инете, Наталия. Да, вот и самое темное время пережили, весна скоро.

      Delete
  9. Прочитала рассказ "Бессовестные" - оказывается, он есть у меня в сборнике. Как это точно про нас. Вот это неистребимое комиссарство, стремление научить и наставить. И ещё очень тонкое психологическое наблюдение на характерами, особенно "свахи".

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, Людмила, я выбрала этот рассказ именно поэтому. Весна уже, у вас наверно и снега нет.

      Delete

Я всегда рада прочесть ваши дружеские комментарии!
Друзья, если появятся проблемы с отправлением комментариев, пишите на мою почту.
Мой канал на YouTube
https://www.youtube.com/c/nadezdagarden

Спасибо, что зашли в мой блог!