Wednesday, January 08, 2025

Памятник петербургской конке

Когда я бываю на Васильевском острове, всегда обращаю внимание на интересную скульптурную композицию - памятник петербургской конке в натуральную величину: модель-копия вагона образца 1872-1878гг, запряженного парой лошадей.

 

Сегодня хочу рассказать вам об истории появления памятника городской конке.

Этот вид городского общественного транспорта в Санкт-Петербурге ведет свою историю с 1863 года, когда впервые появился новый пассажирский рельсовый транспорт. До появления пассажирской конки, функционировавшая с 1860 года городская конно-железная дорога была предназначена исключительно для перевозки грузов.


Двухэтажные конки были открытыми, наверх вела винтовая лестница, стоили они дешево. Конки ездили по специальным рельсам, их приводили в движение одна или две лошади. Обслуживали вагон два человека — вагоновожатый, который правил лошадьми, и кондуктор, а помещалось там 22—24 пассажира. Конки существовали в Петербурге около полувека. С появлением электричества их заменили трамваи.  

Модель конки восстановлена по оригинальным чертежам Путиловского завода, и была установлена в 2004 году около станции метро "Василеостровская". 


Скульптурная композиция формировалась в несколько этапов. Сначала, в 2004 году, была установлена только конка, воссозданная скульптором Ахнафом Зиякаевым по образцу петербургской конки образца 1872–1878 гг. Но конка без пары лошадей смотрелась как-то странно. Поэтому в 2005 году господин Зиякаев дополнил конку недостающей парой лошадей. 



В 2009 году во главе конки появился кучер (скульптура работы И. Пентешина), крепкий мужчина, который под уздцы вел лошадей по маршруту и логичным образом завершил скульптурную композицию. Детали одежды мужчины воссозданы с исторической точностью, и полностью соответствуют форме одежды, включая бляху с номером 1 и герб конно-железной дороги. В начале XX века конструкция лестницы на второй этаж была изменена и стала менее крутой.

 



Владельцы памятника планируют отреставрировать конку и сделать из нее современный туристический объект. Я надеюсь, что памятник первому общедоступному пассажирскому транспорту Петербурга продолжит радовать горожан и гостей города.

P.S. часть фотографий из интернета

Source
source

22 comments:

  1. Видела этот памятник. Впечатляет он! Но даже не знала, что собирали его частями и лошадки с кучером не сразу были задуманы.
    А в нынешнем исполнении можно даже помечтать, что это конечная остановка маршрута и кучер решил подойти к лошадкам, поблагодарить их за проделанную работу.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, можно помечтать и поблагодарить архитекторов. Любой желающий может подняться на конку или посидеть в вагончике, Гала.

      Delete
  2. Buongiorno Nadezda,ti auguro un anno sereno!Olgica

    ReplyDelete
  3. It's so beautiful. This city has been through many changes over the years. I want to visit there!

    ReplyDelete
    Replies
    1. May be one day you could visit our city, Sandi.

      Delete
  4. Знаю, знаю эту конку. А железный кучер - копия Его Величества Николая 2-ого.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Надо же, я не знала что вагоновожатый копия царя, Семен. Век живи, век учись.

      Delete
  5. Да нет! Я не думаю, что это специально. Просто я сравнил эту железку см портретом императора.

    ReplyDelete
    Replies
    1. А на самом деле чем то похож!

      Delete
  6. Спасибо, очень интересно

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пожалуйста, Света. Рада видеть вас у меня в блоге.

      Delete
  7. Какой интересный памятник!

    ReplyDelete
  8. Надежда Семёновна, как всегда, очень информативно. Я про этот памятник читала, но вот увидеть его не получилось. Возможно. ещё приведётся посмотреть в реальности.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я надеюсь, что увидете "вживую". Рада, что вас заинтересовала.

      Delete
  9. Надежда! Спасибо за фото, позволившие "вживую" полюбоваться памятником и экскурс в историю транспорта и полное соответствие историческим деталям, воссозданное архитектором!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пожалуйста, Людмила. Рада, что вам понравился памятник.

      Delete
  10. Me ha encantado ver ese monumento dedicado a este antiguo medio de transporte urbano, de tracción animal, que por cierto coinciden mucho las fechas con los que había en Sevilla, incluso de cuando cambiaron a eléctricos con las catenarias. Hoy en día disponemos de modernos tranvías, eléctricos y silenciosos, que con varios vagones recorren la parte histórica de la ciudad.
    Gracias por compartir.
    Un fuerte abrazo, amiga Esperanza.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Manuel, Conté nuestra historia del transporte público. No sabía que había tranvías similares en Sevilla. Por supuesto, el transporte eléctrico es más respetuoso con el medio ambiente. Un abrazo.

      Delete

Я всегда рада прочесть ваши дружеские комментарии!
Друзья, если появятся проблемы с отправлением комментариев, пишите на мою почту.
Мой канал на YouTube
https://www.youtube.com/c/nadezdagarden

Спасибо, что зашли в мой блог!