Thursday, October 11, 2018

Садовые участки в начале 20го века

Мое путешествие, которое началось на море (почитать здесь), продолжилось в музее под открытым небом на небольшом острове в центре Стокгольма, столицы Швеции. Музей называется Скансен. Здесь собраны предметы, отражающие быт людей северной страны в 18-20 веках: целые улицы из деревянных домов, сараи, мельницы, церкви, различные мастерские, фермы с животными, пруды с птицами, сад роз и т.д.  Раздолье для взрослых и детей.
Мне конечно, было интересно увидеть садовые участки начала 20-го века. 


Эти участки появились в Швеции сразу после Первой Мировой войны, когда рабочие голодали и им нужно было иметь свои небольшие участки, чтобы выращивать картошку. 



Было выделено несколько таких участков в районе городcкого парка, но в последствии количество садоводств увеличилось, так как люди с энтузиазмом начали выращивать не только картошку, но и другие овощи, а вскоре на участках появились и цветы. 




Тогда законодательно было разрешено построить небольшой домик или сарай, где рабочие семьи могли переночевать во время сезонных работ. Тогда же были оговорены цвета, в которые разрешено было покрасить домики: красный, желтый и белый.  



Я постаралась подробно сфотографировать участки и домики, грядки с овощами, клумбы с помидорами, скалу с растущими на ней кустиками клубники, стеклянные теплицы с овощами. Так же интересно было посмотреть как сто лет назад отдыхали люди на крыльце своего домика после работы на участке, мебель, цветы, лейки т.д.






Я думаю, что тем из вас, мои читатели, у кого в семье был или есть садовый участок, будет интересно сравнить и вспомнить по рассказам домочатцев как начинались наши садоводческие товарищества в середине прошлого века.


Мое новое видео опервых садоводческих участках:





и о животных на фермах в Швеции в 19-20-х веках:




о путешествии по Балтийскому морю:




24 comments:

  1. Прошло сто лет и ничего не изменилось. Можно брать за основу - все продумано, аккуратно, красиво. Спасибо, Надежда.
    Молодцы шведы! Никогда бы не подумала, что можно создать такой музей. Спасибо за рассказ!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пожалуйста, Марина, вы правильно заметили, что ничего не изменилось, их опыт был перенят в нашей стране после второй мировой войны, да и в других странах тоже. Чисто и аккуратно - это же Швеция, а вот красить в определенные цвета домики - у нас такого не было.

      Delete
  2. Как интересно! у нас тоже сначала разрешали только маленькие домики ставить. похожи на эти. но вот выращивать помидоры вместе с бархатцами мы стали только в этом году. а так у нас теплицы по 50 корней:) а у них видно что каждый клочек земли используется по назначению.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Света, в Скандинавии земли в нашем понимании очень мало, почва скалистая. Поэтому используют клочки земли, а на скалы ставят бочки, ведра, любую тару и в ней выращивают овощи. Говорят, что бархатцы отпугивают тлю и вредителей от других овощей.

      Delete
  3. Надежда, мне показалось, что эти старенькие шведские участки выглядят посимпатичнее, чем многие современные;) И тоже в шинах... Я любое украшательство из шин на дух не переношу. особенно всяких лебедей или клумбы...
    Кстати, в помидоры я тоже всегда сажаю бархатцы)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я еще раз пересмотрела все фотографии и не поняла где вы, Татьяна, усмотрели шины. Мне кажется что 100 лет назад таких шин как сейчас и не было. На последнем снимке - это обрезанная бочка, на других - большие кадки или вазоны. Я с вами согласна - шины в любом виде не украшают участок!

      Delete
    2. Надежда, шины на видео на первой минуте и 14-ой секунде;)

      Delete
    3. Вы правы, Татьяна, шины присутствуют. Вы такая внимательная! Но даже с картошкой они не украшают участок:-(

      Delete
  4. Очень милые домики и участки-огородики. В Швеции это воссоздано музеем, а у нас так до сих пор так на большинстве дач, открытые для доступа музеи :))).Мне понравился репортаж. Чувствуется суровость климата хотя и груши растут)). Спасибо.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пожалуйста, Людмила. Да, у нас такие открытые музеи в любой области, хотя уже появляются многоэтажные "садовые домики", участки без картофельных грядок.

      Delete
  5. Надежда, а сезон для выращивания всей этой красоты в Швеции, короче чем в России? Я имею ввиду за счет погодных условий.
    С удовольствием посмотрела ваши видео, никогда бы не подумала, что существуют садоводческие музеи где либо. А видео о животных похоже на хороший зоопарк. :-)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Victoria, Россия большая и сезоны разные для выращивания овощей. Где-то уже с апреля, а я сажаю зелень и овощи в начале мая и то под пленку. По сравнению с Петербургом (5а климатическая зона) в Стокгольме теплее (6 климатическая зона). Но в Швеции на севере зона 4, видимо и сезон овощей начинается позже.
      Рада что вам понравились видео. Животные на ферме в этом музее всегда радуют детей, особенно выдры очень забавные.

      Delete
  6. Me encanta Nadezda, esta precioso. Las fotos son muy bonitas. Un fuerte abrazo.

    ReplyDelete
  7. Судя по всему, в начале прошлого века люди были больше заинтересованы в эстетической стороне садоводства, чем сейчас. Сегодня всё-таки царит более прагматический подход. Или это только в России? Ещё заметила компактность грядок и огорода в целом. Наверное, в Швеции и с урожайностью получше, чем у нас?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Интересно, Ольга, что вы обратили внимание на эстетику в садоводстве, наверно поэтому красить домики разрешалось только в определенные цвета, чтобы не было пестроты :-) Конечно, в России в целом, если исключить ваш и мой регионы, климат континентальный и людям надо вырастить больше овощей на долгую зиму. Насчет урожайности не знаю, думаю что невысокая. это ведь не тропики:-)

      Delete
  8. Все очень красиво, уютно! Видно сразу сколько сил, заботы и любви к природе, к земле, к цветам! Спасибо за видео!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пожалуйста, Надежда! Да, любовь к природе и трудолюбие заметны сразу.

      Delete
  9. Спасибо большое, Надежда!Как всегда очень интересно и познавательно. Много нового узнала.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Рада что вам, Евгения было интересно прочитать.

      Delete
  10. Побывала как на увлекательной экскурсии, очень интересно! Благодарю!

    ReplyDelete
  11. Посмотреть на то, как жили люди раньше очень интересно. Спасибо, что поделились фотографиями. Мне тоже это интересно.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо что заглянули ко мне в блог, Юлиана.

      Delete

Я всегда рада прочесть ваши дружеские комментарии!
Друзья, если появятся проблемы с отправлением комментариев, пишите на мою почту.
Мой канал на YouTube
https://www.youtube.com/c/nadezdagarden

Спасибо, что зашли в мой блог!