Monday, February 14, 2022

"Февральская лазурь" Игоря Грабаря

Художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Венгрии, в Будапеште. Его отец Эммануил Грабарь был юристом и депутатом венгерского парламента.
11-летний Игорь Грабарь отправился на учебу в Московский Императорский лицей.  Он закончил учебу в лицее с отличием, из Москвы он отправился в столицу и поступил сразу на два факультета Петербургского университета. 

 

 

После окончания университета он в 1894 году поступил в Академию художеств. Через год Грабарь отправился в свое первое путешествие по Европе, которое затянулось на несколько лет. Он побывал в Париже и Италии.




На одной из московских выставок художник Мещерин пригласил Грабаря в свою гостеприимную усадьбу Дугино. С тех пор он подолгу бывал в усадьбе. Вокруг усадьбы располагались живописные места, русская природа очень вдохновляла художника.

 

 


 

«Февральская лазурь» - идею подсказала художнику сама природа во время прогулки в зимнем лесу. Он засмотрелся на березу и поднял глаза вверх.  Грабарь так писал об этом случае:

 


Я стоял около дивного экземпляра березы. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывавшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба…

 


 


Игорь Грабарь (1871 -1960) часто говорил, что с окончанием зимы жанр пейзажа для него терял свою привлекательность. Тогда он начинал писать натюрморты.

Знакомы ли вы с творчеством художника Игоря Грабаря?  Какая из картин вам больше всего понравилась?


27 comments:

  1. Здравствуйте, Надежда Семёновна! Мне нравятся все картины Игоря Грабаря.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, Ирина. Мне больше нравится предпоследняя.

      Delete
  2. Грабаря я, к сожалению, знаю неважно. Наиболее интересными мне показались работы по стилю напоминающие импрессионистов

    ReplyDelete
    Replies
    1. Так и есть, Семен. две картины, которые я решила показать вам, предпоследняя (зимнее солнце) и еще одна перед ней (сиреневый закат) - это работы ипрессиониста, к которым Грабарь себя тоже относил.

      Delete
  3. Надежда, спасибо за рассказ о художнике и за репродукции картин. Я не знаток живописи, и у Грабаря помню только эту самую "Февральскую лазурь" неудачные репродукции в учебнике русского языка и мучения детей над описанием этой картины - не потому, что картина плоха, а не к месту она там в учебнике. Мне понравился самый первый пейзаж, а ещё берёзовая аллея. Розовеют ветви у берёз - весна близко.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я не помню эту картину в учебнике, Людмила. Может в мое время ее там не было? Березовая аллея - хороша, очень чувствуется приближение весны.

      Delete
  4. Спасибо, Надежда Семёновна, за рассказ о художнике. А я и не знала, что Грабарь из Венгрии, всегда считала его российским художником. Его картины отличает особый свет. Не все из представленных в статье картин, я раньше видела. Самая известная картина Грабаря, я думаю, "Мартовский снег", где женщина с коромыслом. Эта картина помнится ещё со школьных учебников "Родной речи". Мне очень понравилась вторая снизу картина - изумительный свет. Мне даже захотелось нарисовать такую же, только акварелью.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Мартовский снег - известная картина, вы правы, Валентина. Мне всегда было интересно разглядывать ее вблизи, так искусно написан снег. Вы говорите как настоящий художник про картину Закат, конечно ее можно скопировать акварелью. Я думаю, она будет более прозрачной, воздушной.

      Delete
  5. Картина "Февральская лазурь" была представлена в виде иллюстрации в одном из школьных учебников, поэтому ее многие знают. Зима у Грабаря очень красивая, яркая, нарядная. Я тож не знала, что он из Венгрии и считала его русским художником. Очень заинтересовала его биография, надо почитать. Спасибо!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пожалуйста, Марина. Зима красивая, я согласна, только бы она скорее закончилась:-)

      Delete
  6. Здравствуйте, Надежда! Красивые картины у Грабаря. У нас что-то похожее сейчас на улице. Вот только не хватит мастерства всё это запечатлеть....
    Спасибо за пост!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пожалуйста. Людмила, у вас можно фотографировать снег, а потом выбрать удачные картинки.

      Delete
  7. Надежда, Пост очень в тему. Повсюду буйствует февральская лазурь). Грабарь - увлеченный, талантливый художник. "Февральскую лазурь" он писал в выкопанном всугробе углублении, чтобы был вид снизу вверх, чтобы передать на холсте "зрелище фантастической красоты". Мне нравятся все его работы.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Какая у вас красивая погода, Елена.Я не знала, что Грабарь был такой самоотверженный :-)

      Delete
  8. Надежда Семёновна, благодарю за интересную информацию об этом художнике. Мои знания весьма поверхностны в области живописи, но всегда читаю и смотрю посты о художниках.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ирина, я всегда выбираю художников, творчество которых понятно людям. Однако, картины Грабаря больше тяготеют к импрессионизму, то есть написанные под впечатлением от времени года, освещения, настроения т.д. Об этом течении в искусстве 19 - 20х веков написано много.

      Delete
    2. Надежда Семёновна, спасибо за такое отношение к Вашим читателям - понятно всё, хорошие иллюстрации к посту. Посмотрела фильм о художнике и музее(Ютуб!)

      Delete
    3. Ирина,вы посмотрели фильм!, так ваши знания перестанут быть "поверхностными" :-)
      Я, занимаясь акварелью, часто говорю себе: век живи, век учись...

      Delete
    4. Век живи, век учись - фраза, ставшая для меня мотиватором!

      Delete
  9. Надежда Семёновна, здравствуйте. Почему-то имя Игоря Грабаря запомнилось ещё со школьных лет. Вероятно, мы или сочинение писали, или обсуждали творчество художника. Картины его мне нравятся, особенно "Март", "Последний снег" Ведь не просто так его называют иногда "певцом снега и инея".

    ReplyDelete
    Replies
    1. Любовь, как приятно читать что вы хорошо знаете творчество Грабаря. Да, зима и снег в его картинах присутствуют почти всегда. Спасибо!

      Delete
  10. Надежда, я слышала фамилию, но, стыдно признаться: как-то она у меня не ассоциировалась ни с чем, поэтому для меня эти работы - открытие! Прекрасные картины. Все до одной мне нравятся, но последние три вообще восторг!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Марина, Грабарь много писал в стиле импрессионизма, и как раз последние картины из этого цикла. Импрессионисты никогда не использовали черную краску, нужный цвет или оттенок они составляли прямо на полотне. Ну, это их техника.

      Delete
  11. Надежда! Первое знакомство с картинами художника это учебник. Потом упоминала,что одним из педагогов нашего народного художника А.Н.Кирчанова был. И.Грабарь. для меня особенно любимые это с третьей,впрочем,мне нравятся все! спасибо!!!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пожалуйста, Людмила. Да, многие знают картину Грабаря из учебника русского языка. Я подобрала в блог картины менее известные, но тоже очень интересные.

      Delete
  12. Да, в феврале у неба особый цвет :))))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Жаль что не всегда, Наталия.

      Delete

Я всегда рада прочесть ваши дружеские комментарии!
Друзья, если появятся проблемы с отправлением комментариев, пишите на мою почту.
Мой канал на YouTube
https://www.youtube.com/c/nadezdagarden

Спасибо, что зашли в мой блог!