Thursday, November 26, 2015

Фруктовый сад в Уисли

Я продолжаю рассказывать об интересных растениях, увиденных мною в королевском садовом центре Уисли.  После знакомства с белым садом и аллеей бонсай я попала во фруктовый сад. Здесь выращивались яблони, груши, вишневые и персиковые деревья, но....все они выращивались необычно и  декоративно.  
Я подошла к грушам. Они были сформированны в виде шпалеры, так как считается что на шпалере плоды красивее и вкуснее обычных. У обычно растущих деревьев хорошо освещены только листья наружной части кроны, в глубине света гораздо меньше, поэтому там формируются более мелкие плоды, не имеющие характерного вкуса, да и подверженные грибным заболеваниям. 
У шпалерных растений каждый лист купается в лучах солнца. Я увидела деревья невысокие и хорошо освещенные с уже достаточно спелыми и красными плодами.

Невысокие плодоносящие груши, выращенные на шпалере

Как возникло такое садоводство? Находчивые садоводы еще в XVII столетии, проявив смекалку, начали привязывать ветки фруктовых деревьев к каркасу из планок, придавая растениям форму шпалер. Преимущества были очевидны — фруктовые деревья росли только вширь, а не ввысь, и урожай было удобно собирать. 
Для полного развития растений на шпалере требуется несколько лет. При устройстве шпалеры около стены здания ее опоры всегда на несколько сантиметров отстоят от стены и воздух может свободно циркулировать у стен.

Молодые яблони, выращиваемые на арках 
Плодоносящая яблоня, выращиваемая в качестве низкой ограды

Шпалеры всегда устанавливаются на теплом участке, который регулярно освещается солнцем, затем монтируется плоский экран из реек или жесткой проволоки. Ствол дерева прикрепляется к опоре шпалеры или арки, а ветки формируются по определенной форме и фиксируются с помощью проволоки и реек. При посадке, саженцы для высаживания шпалерным способом нужно так же, как и обычные деревья, заглубить в землю и использовать необходимый состав почвы.

Процесс формирования молодой яблони на проволоке между опорами

Я увидела плодовые деревья на проволоке, высаженные у стен, с южной стороны постройки. Поняла, что это хорошо влияет на теплолюбивые виды растений — груши, персики и виноград. Здесь их плоды быстрее созреют и станут особенно ароматными и вкусными. 
Яблони и ягодные кустарники, наоборот, лучше растут у стены с западной стороны дома, где солнечного света меньше. Надо также учитывать что в нашем климате очень важно то, что стены южного направления получают на 30% больше солнечной энергии по сравнению с открытой местностью. Тепло от стен, нагретых за день, спасает от поздневесенних заморозков.

Выращивание вишни и персика на проволоке у каменной стены постройки

Эта технология выращивания на шпалере плодовых деревьев была настолько популярна, что ее стали использовать и для декоративных растений, например роз. 

Ягодные кусты черники и голубики в плодовом саду

Если вы, как и я, решите самостоятельно вырастить растения на шпалере, то придется запастись терпением. Ветки надо обрезать регулярно и на протяжении  нескольких лет. В первый год посадки молодых яблонь я формировала контуры дерева, и каждой ранней весной беру в руки секатор и укорачиваю ветки, выходящие за контур шпалеры. Вы скажете, что, чтобы заниматься шпалерой, требуется особая подготовка и много свободного времени. Это действительно так, но если вы хотите вырастить фруктовое дерево на шпалере, при желании можно научиться всему. 
Это мой опыт выращивания яблонь: 
 

Это 3х летние яблони около опоры с натянутой толстой проволокой. Ствол и ветки я закрепила горизонтально проволокой  в мягкой оплетке.  В этом году уже были первые яблоки.

Что вы думаете о таком методе вырашивания плодовых растений в саду? Есть ли у вас в саду шпалеры?

Посмотрите мое видео о садовом центре Уисли:

28 comments:

  1. Действительно, при желании можно научится всему, высокие деревья очень неудобны для сбора урожая, поэтому много неубранного урожая просто гибнет. На Урале и в Сибири выращивают стелющиеся груши и яблони. У нас редко выращивают низкорослые растения, хотя это удобно.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вы правы, Алевтина, на высоких деревьях часть урожая остается. Птички рады. Плодовые деревья на шпалере значительно удобнее в выращивании.

      Delete
  2. Надежда, посмотрела Ваше видео и как в сказке побывала, все так красиво растения, фонтаны, рыбки, аллеи. Очень интересные контейнерные растения. А что касается шпалер, то я даже не пыталась применить это у себя, слишком трудоемко, я решила с самого начала создать малоуходный сад

    ReplyDelete
    Replies
    1. Радачто вам понравилось видео, Вилия. Да, выращивание помидор в теплице, в контейнерах очень необычно для нас. Там и полив автоматизирован, между контейнерами проложен шлаг.

      Delete
  3. Плодовые растения в виде оград, арок и т.д. очень красиво и необычно смотрится.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Согласна, Иван. Идешь вдоль ограды и яблочко сорвешь...

      Delete
  4. Ох уж этот Уинсли: чего там только нет и всё высшего качества! Про шпалеры я никогда даже не думала, что это эффективно для выращивания фруктов. Считала, что это только декоративный эффект и это действительно очень красиво. Надежда, я желаю вам огромных успехов в шпалерном садоводстве!

    ReplyDelete
  5. В нашей стране не практикуется подобный способ выращивания садовых культур, да и переход на него - это дело весьма далекого будущего. Хотя, к примеру, я знаю, что в Польше огромные пространства засажены карликовыми яблоньками, урожая которых идет на экспорт. В результате наша Калининградская область, в которой полным-полно яблоневых садов, всю зиму кушает польские фрукты. А вообще я целиком "за" такой способ: у него одни сплошные плюсы.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вот и я решила перейти на такой способ выращивания фруктов. Пока только 2 молодые яблони, но зато я каждый листик могу опрыскать, каждое яблоко осмотреть. Полностью с вами, Ольга, согласна.

      Delete
  6. Очень интересный метод! Я о нем слышала, но сама ничего так не сажала. А ведь он очень сэкономит место в саду. И оригинально смотрится такое деревце. Так что, "за" такой метод немало. Надо бы решиться. А Вам удачи!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Татьяна, такой метод еще облегчает уход за деревом и сбор урожая. Если решитесь, расскажите о ваших успехах!

      Delete
  7. очень интересный опыт. Почему бы и нет?

    ReplyDelete
  8. Мне очень нравится идея плодовых деревьев на шпалерах, интересно будет понаблюдать за Вашим экспериментом.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, Марина, мне тоже интересно. Уже первые яблоки съели, вторая яблоня на шпалере должна цвети в следующем году.

      Delete
  9. Надежда! Здорово! У вас тут лето! Просто настроение поднялось от всего увиденного на фотках! И вишни и и яблоки и персики - просто слюнки потекли! Но понимаю, чтобы все это иметь надо здорово потрудиться!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Конечно, Надежда, труд большой и садовники там работают каждый день. Но если деревья на шпалерах растут правильно, то урожай постоянно обеспечен.

      Delete
  10. Я обратил внимание, что на западе отдают предпочтение выращиванию плодовых и цветов низкорослых сортов, розы штамбовые, всё на шпалерах, или колоновидные сорта. В общем ВСЁ не как у нас. Но ВСЁ выглядит намного аккуратнее и видимо хорошо плодоносит? Как там с урожаями?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Николай, штамбовые розы - высокие за счет штамба. Шпалеры тоже не низкие, а могут быть еще и арки, тоже высокие. Mои яблони на шпалере выглядят аккуратно потому что ветки закреплены проволокой.

      Delete
  11. Про выращивание фруктовых деревьев на шпалерах раньше читал, но живьем ни разу не видел. Вам повезло.

    ReplyDelete
    Replies
    1. .Для меня тоже было сюрпризом увидеть деревья на шпалере в этом садовом центре, Андрей.
      Спасибо что зашли, я уж несколько раз пыталась оставить комментарий у вас, но сайт не открывается. Почему бы?

      Delete
  12. Надежда, захотелось заглянуть к вам - подпитаться красотой:) А вы пока ничего новенького не выложили, может как раз путешествуете, привезёте новые сногшибательные фото:))? Ну да, посмотрела ещё раз на шпалеры: отлично, отлично:)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ольга, завтра выходит мой новый пост, заходите!

      Delete
  13. Читала о таком способе выращивания, но никогда не видела.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Это только один из способов выращивания плодовых деревьев, Ирина.

      Delete

Я всегда рада прочесть ваши дружеские комментарии!
Друзья, если появятся проблемы с отправлением комментариев, пишите на мою почту.
Мой канал на YouTube
https://www.youtube.com/c/nadezdagarden

Спасибо, что зашли в мой блог!