Sunday, December 19, 2021

Грустная сказка Ганса Андерсена

 Ель

В лесу стояла чудесная елочка. Место у нее было хорошее, воздуха и света вдоволь; кругом же росли подруги постарше — и ели, и сосны. Елочке ужасно хотелось поскорее вырасти.

Прошел год, и еще год.  — Ах, если бы я была такой же большой, как другие деревья! — вздыхала елочка. — Тогда бы и я высоко подняла голову, и мне бы видно было далеко-далеко вокруг!
Прошло еще две зимы. «Да, поскорее бы сделаться большим, старым деревом — что может быть лучше этого!» — думалось елочке.


Каждую осень в лесу появлялись дровосеки и рубили самые большие деревья. Потом их укладывали на дровни и увозили из леса. Весною, когда прилетели ласточки и аисты, деревце спросило у них: — Не знаете ли, куда повезли те деревья? - Я встречал на море, по пути из Египта, много новых кораблей с великолепными высокими мачтами. От них пахло елью и сосной. Вот где они! — Ах, поскорей бы и мне вырасти да пуститься в море! 


Радуйся своей юности! — говорили елочке солнечные лучи. — Радуйся жизненным силам! И ветер целовал дерево, роса проливала над ним слезы, но ель ничего этого не ценила.

Она и не думала радоваться, а все росла да росла. Подошло, наконец, и Рождество, и елочку срубили первую. Деревце пришло в себя только тогда, когда услышало возле себя чей-то голос: — Чудесная елка! Такую-то нам и нужно!

Елку посадили в большую кадку с песком и поставили на пестрый ковер. Как трепетала елочка! Что-то теперь будет? Вот на ветвях повисли полные сластей маленькие сетки, золоченые яблоки и орехи и закачались куклы. Наконец к ветвям прикрепили сотни разноцветных маленьких свечек, а к самой верхушке елки — большую звезду. Ах! — подумала елка, — хоть бы поскорее настал вечер и зажгли свечки! А что же будет потом?

 

Вдруг ворвалась целая толпа детей; можно было подумать, что они намеревались свалить дерево! Малыши остановились как вкопанные, но лишь на минуту. Дети плясали вокруг елки, и мало-помалу все подарки с нее были посорваны. Потом никто больше не глядел на елку, кроме старой няни, да и та высматривала только, не осталось ли где в ветвях яблочка или финика.

 

Поутру явились слуги, они вытащили ее из комнаты, поволокли по лестнице и сунули в самый темный угол чердака, куда даже не проникал дневной свет. Пи-пи! — пискнул мышонок и выскочил из норки. Ужасно холодно здесь! — сказали мышата. — Правда, старая елка? — Я вовсе не старая! — отвечала ель.

Однажды утром явились люди, сначала ее довольно грубо бросили на пол, потом слуга поволок ее по лестнице вниз. «Ну, теперь для меня начнется новая жизнь!» — подумала елка. Когда она посмотрела на молодую, цветущую жизнь вокруг, то пожелала вернуться в свой темный угол на чердак. Вспомнились ей и молодость, и лес, и веселый сочельник. — Все прошло, прошло! — сказала бедное дерево. — И хоть бы я радовалась, пока было время! А теперь… все прошло, прошло!


 

Пришел слуга и изрубил елку в куски — вышла целая связка растопок. Как славно запылали они под большим котлом! Ель, испуская тяжелые вздохи, вспоминала ясные летние дни и звездные зимние ночи в лесу. Так она вся и сгорела.

 ***

Я пересказала вам сказку (она на самом деле длиннее). Я думаю, что это сказка о жизни, и не только елочки. 

Что вы думаете о сказках Андерсена?




источник

 



25 comments:

  1. Надежда ,действительно очень грустно...
    Мы еще с прошлого века ставим искусственную ель.

    ReplyDelete
    Replies
    1. У меня тоже ёлка искусственная, Надежда. Правда сейчас, после долгих лет, стала сыпаться как настоящая.:-0

      Delete
  2. Очень люблю сказки Андерсена, Надежда! Часто читали эту сказку с детьми, когда я работала в школьной библиотеке...

    ReplyDelete
    Replies
    1. А для меня эта сказка стала открытием, Людмила. Мне кажется, что она скорее для взрослых.

      Delete
  3. Грустная сказка! Очень жалко ёлочку! Росла бы до сих пор и радовалась жизни!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Но все же, ее срубили, Ирина. Это то, к чему она стремилась всю свою жизнь в лесу.

      Delete
  4. Надежда, грустная сказка. Да, понять её могут только взрослые, хотя усвоить этот урок не мешало бы в юности. Но... "если бы молодость знала..." Эту сказку я раньше не встречала. Вообще сказки Андерсена люблю. И для себя перечитывала, и с детьми в школе. Но вот недавно купила сказку "Огниво" для внучки: мы увидели картинку к этой сказке. а в моём сборнике её не оказалось. Стала перечитывать и так и не поняла, зачем солдат убил старуху. Ведь она его наделила богатством. Бессмысленная жестокость. Может быть, это издержки перевода и адаптации. Но внучке я этот момент читать не стала, обошла. У неё любимый вопрос: зачем. А что тут ответишь.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Людмила, в Огниво есть еще жестокость: когда солдат женился на прицессе, он казнил короля и королеву, т.е. своих тестя и тещу. Так что Андерсон не такой уж "вегетарианец". Для детей такие сказки надо адаптировать. Я их не люблю.

      Delete
  5. А что мне думать о сказках Ганса-Христиана, когда я его дважды ставил под Новый Год для детей. Один раз это было в ледовом дворце Норильска на льду, для чего мне пришлось учиться кататься на коньках, поскольку не было артиста на роль феи. Фея была в идиотском парике и каталась, как ведьма!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вот это была фея, Семен, всем феям - фея.
      Главное, что смогли кататься и радовать детей.

      Delete
  6. I love the fairytale. As you probably know it is written by the world famous Danish poet Hans Christian Andersen, and one of the morals is to enjoy what you have at the moment by being present. Don't always think of tomorrow or dream of being more and finer than you are.
    It was so nice to hear, that you read his fairytales too.
    Greetings Lisbeth

    ReplyDelete
    Replies
    1. Lisbeth, you're such right saying about moral of this fairy tale. "Enjoy what you have at the moment..". We often think about what would be in our lives if ... not noticing what is around us, do not value the daily joys.

      Delete
  7. Я не люблю Андерсена, слишком жизненные и грустные. Наверное жизнь у него была тяжелая.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вы не подписались, очень жаль.

      Delete
  8. Надежда Семёновна, эту сказку слушала в прочтении Павла Кадочникова. Дочь, когда была маленькой, плакала, когда я прочитала ей "Гадкого утёнка". Такие же эмоции вызывали "Стойкий оловянный солдатик", "Русалочка"...
    Первый рисунок в посте понравился своей лаконичностью.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ирина, у детей реакция разная, им жаль елочку. А взрослые задумываются, в чем ценность жизни. Как правильно написала Lisbeth мораль сказки в том что надо радоваться жизни в каждый ее момент.

      Delete
    2. Да, особенно сейчас, живём здесь и сейчас.

      Delete
  9. Не слышала никогда эту сказку, Надежда Семёновна. Мне она показалась грустной. Вроде бы сначала ассоциировалась с поговоркой: "Что имеем не храним, потерявши - плачем". А потом подумала, что ведь ёлочка даже и не поняла, что всё потеряла, даже испугаться не успела. Каждый раз она думала, что вот сейчас-то начнётся настоящая жизнь. Думаю моряль сей сказки - живи не прошлым, не будущим, умей быть счастливым сейчас.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Абсолютно верно вы, Валентина, поняли мораль сказки, которую нам хотел донести Андерсен. Жить и любить жизнь сейчас. Я сама прочитала эту грустную сказку не так давно, видимо в детские сборники ее не включали.

      Delete
  10. Merry Christmas to you and to your family!
    May 2022 will be full of joy, health and love, for you and you loved ones.
    Best wishes

    ReplyDelete
    Replies
    1. Thank you indeed, Maria.
      A merry Christmas to you and your family too!

      Delete
  11. У Андерсена прекрасные сказки, но все они очень печальные. В детстве я любила читать "Снежную королеву" и "Дикие лебеди", эти сказки хоть заканчивались хорошо. Однажды взялась разбирать книги и наткнулась на книгу сказок Андерсена. Очень красивая книга, большая, с красивыми необычными иллюстрациями, была подарена мне на шестилетие. Стала рассматривать, прочитала одну сказку. Такая тоска взяла. В детстве не видишь аллегории и иносказаний, не хватает жизненного опыта. А взрослым лучше эти сказки не читать, чтобы не заразиться меланхолией. Сказка "Ель" в моей книге тоже есть.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я согласна с вами, Марина. В отличие от русских народных сказок, где всегда хороший конец -Царевна-лягушка, гуси-лебеди и другие, у Андерсена сказки иносказательные. Наверно, он их писал для взрослых.

      Delete

Я всегда рада прочесть ваши дружеские комментарии!
Друзья, если появятся проблемы с отправлением комментариев, пишите на мою почту.
Мой канал на YouTube
https://www.youtube.com/c/nadezdagarden

Спасибо, что зашли в мой блог!