Wednesday, August 22, 2012

Гортензия метельчатая в моём саду


       Сегодня я хочу рассказать вам об очень красивом цветущем кустарнике - о гортензии. Существуют несколько сортов гортензий, поэтому все рекомендации по выращиванию, уходу и особенно по обрезке гортензий зависят от ее сорта. 
Я приобрела первый кустик Гортензии метельчатой 8 лет назад. Сразу хочу сказать, что надо тщательно продумать место посадки гортензии, чтобы потом ее не пересаживать.
Надо учитывать, что почва должна быть кислая, с хорошим дренажем, место солнечное или в полутени. В полной тени, вблизи строений, на известковой почве гортензия будет расти плохо или погибнет. Почва в моем саду кислая, торфяная. Я решила посадить ее вблизи беседки, чтобы любоваться красивыми продолговатыми соцветиями. 


Кустик был небольшой и в первую зиму я его укрыла спанбондом. Как оказалось в дальнейшем, этого можно было и не делать, у Гортензии метельчатой высокая зимостойкость.  
В моем саду растут два сорта Гортензии метельчатой. Это  гортензия Нydrangea paniculata "Grandiflora" и гортензия Нydrangea paniculata "Lime Light" с зеленовато-белыми соцветиями.


Гортензии метельчатые - листопадные, крупнолистные, декоративные кустарники или небольшие деревца с многочисленными цветками, собранными в крупные, длинные, широкопирамидальные соцветия до 20 см длиной.


   
Интересно строение цветков гортензии. Плодовые цветки мелкие, их лепестки белые, раноопадающие; бесплодные цветки (те, что привлекают опылителей и нас, любителей гортензии) значительно крупнее, до 2,5 см в диаметре, с четырьмя белыми, позднее становящимися розовыми лепестками. 
Сорт "Грандифлора" ('Grandiflora') - позднего цветения. Цветки при распускании зеленоватые, в полном цветении чисто - белые, затем розовые, осенью - зеленовато - красные. 

 

Другая гортензия метельчатая - сорта "Лайм лайт" ('Lime Light'), бутоны при распускании цвета лайма, зеленые, затем становятся белыми и ближе к осени окрашиваются в палевые, розовые и брусничные цвета.

 

Растет "Лайм лайт" быстро, годичный прирост составляет 15 см, морозостойка до -25 град, требовательна к плодородию и влажности почвы, газоустойчива, любит полутень, на открытых местах рост замедляется и соцветия мельчают.




Окраска цветков становится ярче у гортензии, растущей на кислой почве, а на нейтральной бледнеет. Поэтому, если почва на участке недостаточно кислая, при посадке необходимо добавить бурый торф, хвойную землю, опилки. Зола, известь, мел и прочие раскислители для всех гортензий противопоказаны.



Корни преимущественно распространяются в ширину, и в итоге их граница значительно превышает границу кроны. Удобряю гортензию достаточно часто, так как этому быстрорастущему и обильноцветущему кустарнику требуется много питательных веществ. В период бутонизации вношу полное минеральное удобрение и повторяю подкормку через 15 дней. Но если перестараться с удобрением, то под тяжестью соцветии могут обломиться ветки.




Обрезанные весной побеги использую для размножения. Черенки с 4-5 почками, опускаю в “Корневин” и сажаю в рыхлую кислую почву. 



На этих фотографиях: "Грандифлора" - 10 лет, "Лайм лайт" - 4 года. 

Источник: Энциклопедия растений  


Мое видео о растениях в моем саду:



42 comments:

  1. Очень красивые у Вас гортензии! А на каких побегах они цветут - на прошлогодних или молодых? Как правильно обрезать метельчатые гортензии?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Наталья, рада вас прочитать! Гортензии обрезаю в сентябре, но только сухие соцветия и лутрасилом закручиваю. Вообще зимует хорошо, по весне смотрю, какие кончики веток обмерзли и отрезаю до видимых почек, тк цветет гортензия метельчатая на приростах зтого года. Обычно весенняя обрезка - на 15 см от верха. Но в прошлом году решила обрезать на 50см от уровня почвы. В результате цветение очень сильное, что видно по фотографиям. Спасибо!

      Delete
  2. А у нас тоже гортензия цветет. Люблю эти цветы. Цветут долго, не капризные и сад всегда нарядный.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Согласна, взгляд всегда останавливается на пышном кусте гортензии. Спасибо!

      Delete
  3. Впервые гортензии увидел в Сухуми в ботаническом саду, Очень давно было дело. С тех пор цветы очень нравятся. У вас такая красота, и фото ...!!!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Андрей, да, я вспоминаю тоже, в Сухуми были гортензии. Но тогда и не думала, что когда то они будут расти у меня в саду. Фото сделала сразу, как только приехала, красота просто поразила. Спасибо!

      Delete
  4. Добрый день. Эти цветы немного напоминают яблоню.

    ReplyDelete
  5. Прочитала статью и расстроилась , мы оказывается не правильно посадили свою красавицу.Спасибо за полезную информацию.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Оксана, не переживайте, гортензия может мириться с плохими (для нее) условиями. Сигналом будет отсутствие цветения. Если есть возможность, то пересадите осенью.

      Delete
  6. Какая красота! А мои гортензии почему-то не хотят цвести, хотя вроде соблюла все условия посадки... Видимо сорта не достаточно зимостойки (один из сортов - Гортензия метельчатая "Kyushu", другой мне не известен), вся надземная часть вымерзает, а весной от корней начинают расти новые веточки. Я недавно в одном источнике прочитала, что гортензия цветет на побегах прошлого года... Может быть, в это причина отсутствия цветения? Хотя Вы пишете, что Ваша цветет на приростах нынешнего года... В общем, я уже успела одну гортензию пересадить в контейнер и надеюсь сохранить ее в помещении до весны. Может быть зря? И причина в другом?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Наталия, я вам сочувствую! Надо точно знать какого вида ваша гортензия. Гортензия метельчатая и древовидная закладывают цветочные почки на побегах текущего года (как я писала), а гортензизия крупнолистная - на побегах прошлого года. Поэтому, если такой куст обрезать осенью, то вы срежете все цветочные почки. Мои две метельчатые я обрезаю осенью, но не сильно, чтобы их не ослаблять перед морозами, и весной- но только обмороженные концы веток до живых почек. Так что, или вас обманули с сортом и гортензия у вас крупнолистная (обрезка осенью), или древовидная (обрезка весной), она слабозимостойкая, требует укрытия.

      Delete
  7. В моем саду тоже в этом году появилась гортензия, но вот многого об уходе за ней я не знала, поэтому Ваша статья явилась для меня полезной и ценной. Спасибо Вам.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я рада, что вам помогут советы по уходу. Спасибо!

      Delete
  8. Очень красивые у вас гортензии, особенно белая, как невеста. У меня тоже белая, но не метельчатая, цветы шаровидной формы, большие такие белые шары. Сейчас мне предстоит ее выкапывать и перевозить на другое место, не знаю, как и подступаться к этому, вдруг не успеет укорениться и я лишусь своей красавицы.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Надежда, перед пересадкой, я бы обрезала гортензию, чтобы ей было легче прижиться на новом месте. И чтобы меньше ее корни травмировать, надо выкопать с большим комом земли, завернуть в мешковину или положить в большое ведро. Я теперь сажаю с водой: наливаю ведро воды в ямку и сажаю растение. Попробуйте так.

      Delete
  9. Здравствуйте,Надежда.У меня в этом году гортензия(неизвестного сорта,дали через мужа,он ничего не запомнил и не записал)первый год цвела на радость всем нам.Я думаю,что у меня самый обычный и самый распространенный сорт на дачах. Хорошо,что вы написали о гортензии, я ,как раз,думала,что с ней делать:обрезать,не обрезать,укрывать или не надо.Хочется и размножить ее,посадить в нескольких местах такое красивое растение. Но,ваши гортензии-ЗАГЛЯДЕНЬЕ!!!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Галина, определить сорт гортензии не сложно. Посмотрите на соцветия: если это шар- то древовидная, если конусообразные (как мои) - то метельчатая, а если после зимы замерзнет- то крупнолистная, она требует хорошего укрытия. Руководствуйтесь рекомендациями Энциклопедии (см. ссылку в конце статьи!) Размножить метельчатую вообще не сложно, я написала как. Удачи!

      Delete
  10. Здравствуйте коллега ! Вот решил зайти в гости ! Сайт супер ,хорошая тематика ! Хотел бы с вами и дальше общаться , был бы рад если и вы зайдёте ко мне в гости . Удачи и процветания вам и вашему сайту ! Кстати как можно попасть к вам в друзья сайта !

    ReplyDelete
    Replies
    1. Айдар, спасибо за приглашение, уже у вас побывала, оставила комментарий. Рада, что вам понравился мой блог.

      Delete
  11. Очень красивые цветы, у меня мама на даче много цветов выращивает, но таких у неё нет.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Михаил, спасибо! Привет вашей маме, возможно она приобретет этот кустарник и у нее тоже будет цвести гортензия.

      Delete
  12. Здравствуйте! Подскажите, хочу посадить гортензию с восточной стороны дома, но там после обеда уже тень. СтОит ли высаживать туда цветок, или необходимо сажать с юго-западных сторон. Спасибо!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Sibirina, гортензия растет в полутени (как у вас) нормально, возможно, зацветет немного позже. Главное, почву подберите кислую, если у вас это сложно, то можно добавить хвою. Спасибо!

      Delete
  13. Спасибо за рекомендации по подкормке и обрезке. В этом году посадили кустик гортензии метельчатой, сорт Пинки Винки. Маленький совсем и подрос не очень-то. На зиму надо будет укрыть.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Андрей, Пинки Винки - очень красивый сорт, но требует укрытия, вы правы. Спасибо!

      Delete
  14. Очень рада знакомству с Вашим блогом. Темы для меня очень интересные. Гортензии в моем саду пока нет. Но приятельница пообещала дать два куста весной. Я давно наслышана, что гортензии цветут все лето, чудесно пахнут и выглядят красивым большим кустом. Поэтому жду-не дождусь, когда у меня во дворе появятся такие красавицы. А теперь на Вашем блоге буду учится ухаживать за ними.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Татьяна, очень важно для вас знать сорт гортензии, который вам отдадут. Как вы уже прочли, от сорта зависит уход, обрезка, укрытие гортензии. Рада, что вы будете постоянным читателем моего блога. Спасибо!

      Delete
  15. Недавно узнал, что в магазинах продают красители для добавки в воду для полива. Меняется окраска цветков. Сам не пробовал. не сталкивались с этим?. Без рекомендаций боязно. Польешь и загубишь растение.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Андрей, насколько я знаю, такие красители на самом деле применяют для гортензий. Но не для каждого сорта. Обычно поливают гортензию древовидную растущую в горшке, чтобы получить сининие шапки цветов. Но как только вы прекращаете полив красителя в горшок, цветы становятся бело-кремовыми опять. Для гортензий растущих в грунте такой фокус делать бесполезно: вы получите небольшой оттенок или вообще ничего. Я предпочитаю натуральные цвета, ведь гортензии так красивы!

      Delete
  16. Какая же красота! Сразу видно с какой любовью (и пониманием) Вы относитесь к Вашему саду. Успехов Вам, Надежда Семеновна!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо за добрые слова, Елена!

      Delete
  17. Красивые у вас гортензии! Кисти такие огромные. Метельчатые гортензии хороши тем, что не требуют укрытия на зиму, а значит и хлопот с ними меньше. У меня растет только одна - "Ванила фрейз".

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я тоже хочу "Ванилу" но пока в садовом центре не попадалась. Очень красивый цвет кистей.

      Delete
  18. Чудесный цветок гортензия. У меня росли однажды такие цветы в саду.
    Как я поняла гортензии бывают разными. Есть те, что растут как кусты, и те, у которых стебли всегда мягкие. Они-то и самые шикарные.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Анна, в основном гортензии выбирают по зимостойкости, самые стойкие - метельчатые гортензии. Они могут вырастать до 3х метров, хотя ветки у них полые внутри. Если гортензия обмерзает каждую зиму, то высокой она за лето не вырастет.

      Delete
  19. Не знаю какой сорт был у меня, но цветки были розовые. К сожалению несколько лет назад эта гортензия пропала.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Наверно "Ванилла", красивая но не везде зимостойкая, Надежда.

      Delete
  20. Прошлой осенью посадила на свой страх и риск 2 гортензии:-)полар бир и ванилла фрейз. Посадила и уехала... В мае ехала на дачу и молилась, что-бы они выжили. Приезжаю,выбегают в огород, а они все зелененькие, в листочках все, свеженькие! Только без цветочных шапок. Сейчас уже зацветают,ванилла первая цветочки распускает. На радостях купила фрейз мельба, пинки винки и сандэй фрайз. Теперь после ваших рекомендаций буду сыпать опилки и засыпать корни корой. Хуже не будет,да?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ирина, Я рада что ваши гортензии живы и здоровы. Даже если они не зацветут в первый год, ничего страшного, пусть окрепнут. Вы живете в Москве, зимы могут быть морозные, посмотрите по каждой гортензии какая у них зимостойкость. Если почва у вас не кислая, то надо добавить торф или опилки хвойников.

      Delete
    2. Спасибо за ответ, живу в Москве,но деревня в Рязанской области и гортензии соответственно тоже. Ванилла будет цвести,уже цветочки есть,только не распустились пока. Да и мишка мне кажется набирает соцветия, ну я надеюсь по крайней мере. Опилки добавлю,спасибо за совет, сеном пишут можно тоже засыпать по окружности,но кору куплю,заодно и красиво будет. По зимостойкости пишут Мишка до минус 40, Ванилла до минус 25-30. Посадила удачно, во дворе дома,там и влажно, и солнце, и полутень, и от ветра скрывает:-) Теперь жду цветения и будем в дальнейшем пробовать обрезку. Спасибо за блог и подробный рассказ и советы:-)

      Delete
  21. Надя, большое спасибо за акцент на необходимость кислой почвы для гортензии!
    У нас уже третий год не цветёт – теперь насыплю всего и хвои, и опилок, и торфа.

    ReplyDelete

Я всегда рада прочесть ваши дружеские комментарии!
Друзья, если появятся проблемы с отправлением комментариев, пишите на мою почту.
Мой канал на YouTube
https://www.youtube.com/c/nadezdagarden

Спасибо, что зашли в мой блог!