Friday, April 20, 2018

Настурция

Настурция (Tropaeolum), пожалуй, всем знакомый цветок. Возможно, кто-то из вас, мои читатели, не знали название этого растения, но как он выглядет и особенно, как он пахнет вы знали раньше. Это лиана, то есть растущее растение вверх или вдоль, длина стеблей достигает 2х и более метров. Однолетние травянистые или полукустарниковые растения. Цветки с тонким, приятным ароматом, неправильные, на длинных цветоносах, из пяти желтых, оранжевых или красных лепестков. Плод распадающийся на три одинаковых, округлых морщинистых плодика.




Настурция попала к нам из Южной и Центральной Америки. Новые растения начали свое шествие по садам Европы в XVI веке, садоводы высевали все семена, полученные от побывавших в дальних странах матросов, купцов и священников. 




Где можно использовать настурцию? Для озеленения южных стен, террас, балконов. Многие виды и сорта настурций пригодны для ваз, бордюров, цветников в виде широких лент; для вертикального озеленения, и как почвопокровные.




Интересно, что у обычных садовых настурций съедобны все части растения, кроме корней. Богатые витамином С свежие молодые листья, стебли придают некоторую пикантность салатам и сэндвичам, экстракты из цветков вводят в сыры и сливочное масло.
Высушенные, очищенные и размолотые семена обладают пряным перечным вкусом и используются в качестве приправы к самым разнообразным блюдам (как каперсы).  Количество витамина С в настурции достигает 500 мг. Еще богаче она сильными антимикробными веществами: фитонцидами и провитамином А.



Выращивайте настурцию в доме, на балконе, в саду и огороде! 

Посмотрите мое видео о цветах моего северного сада:





30 comments:

  1. Надежда прекрасный сад ,красивые растения,цветы!!! Меня заинтересовал ирис (или это что-то другое) с разными расцветками цветов.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Надежда, рада что вам понравился мой северный сад. Цветы о которых вы пишете, скорее всего - фрезии. Они разноцветные, очень душистые, растут из маленьких луковичек. В тот год они у меня росли в горшке, вкопанном в клумбу :-)

      Delete
  2. а я и не знала что настурция съедобная!? у нас мама на даче выращивает ее, они действительно как лианы спускаются из бочки вниз:)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Салат с настурцией довольно интересный на вкус:)- с огурцом, зелёным горошком, чесноком, яйцом, редисом, зелёным луком и пряной зеленью

      Delete
    2. Света, я часто использую бутончики настурции как каперсы, кладу в банку с маринадом. Листья на вкус немного горчат, острые, придают своеобразный вкус.

      Delete
    3. Ксения, спасибо за интересный рецепт,как только свежие огурчики подрастут, обязательно сделаю салат из огурцов, настурции, с зеленью.

      Delete
  3. Здравствуйте. Надежда! Настурцию очень люблю, но не всегда удаётся её вырастить. Спасибо за чудесное видео , а какое музыкальное сопровождение-очень понравилось)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, верно, Ирина, иногда в сырое лето ее семена покрываются плесенью и не всходят. Я стараюсь прорастить настурцию в теплице, потом высаживаю в сад.
      Музыку к моим видео я всегда выбираю тщательно, чтобы изображение и музыка дополняли друг друга. Здесь я поставила " Сентиментальный вальс" финского композитора Яна Сибелиуса.

      Delete
  4. Нравится, как вы пишете "Северный сад" и ваш блог на английском очень впечатляет тоже:) Настурцию нежно люблю за яркость и пышность- за способность украшать самые пустые, а то и неприглядные уголки. Некоторое разочарование было от сорта "иноземная", которая на фото казалась с цветочками -птичками:), а в реальности оказалась невзрачной. Нужно было посадить рядом с эхиноцистисом...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Полностью согласна в вами, Ксения. "Тропическая" настурция у меня тоже не оправдала ожидания. Цветки мелкие и однообразные, вырастить ее не просто.

      Delete
  5. Надя, спасибо за напоминание о таком чудесном цветке! Якак раз подбирала компанию клематису для шпалеры. а вот о настурции забыла! А она отлично подойдет.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Таня, хорошо что не забываете, что иногда появляететсь у меня!
      Настурция отлично подойдет к клематису, нужно только ей немного помочь зацепиться.

      Delete
  6. Мне по правде говоря, цветок не знакомый, но очень красивый, несомненно украсит и дополнят участок. Цветы мне даже немного орхидею напоминают.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Наверно вы, Роман, слышали слово "каперсы" - такая острая приправа к мясу. они как раз из растения настурция. Вы правильно подметили что цветы настурции напоминают цветы орхидеи фаленопсис: два лепестка стоят отдельно и окрашены другим цветом.

      Delete
  7. Красивые цветы, но у нас таких я не встречала, посадить такие, здорово, будут радовать глаз. Жаль, участка своего нет, уже давно, да и здоровье не позволяет...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Настурция будет хорошо расти в горшке на балконе, если он у вас есть, Лариса. Растение не капризное, к тому же съедобное :-)

      Delete
  8. Обожаю этот цветок.В прошлом году взошло только одно растение из пакетика, однако было сильное и по бордюру вытянулось на два метра. Цвело шикарно.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, даже одно растение дает много цветков по всей длине. Оно может пустить корни от ствола и местами укорениться, Лариса. Наверно, вам захочется посадить настурцию и в этом году.

      Delete
  9. Спасибо, Надежда! Очень люблю красивые цветы настурции. Совсем недавно, любовались в парке яркими пятнами полян этих цветов на зеленой траве, вдоль берегов реки! Очень красиво!
    Впервые слышу, что настурция съедобная :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Как здорово, Евгения, что уже в апреле вы смогли любоваться яркими цветами. Настурция всегда привлекает внимание обилием цветов.

      Delete
  10. Многие цветы или их листья, семена, корни и клубни, можно применять в пищу. Но мы зачастую об этом ничего не знаем.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, Анна, мы привыкли к магазинам, где пища уже в готовом к употреблению виде. Но с растениями надо быть аккуратными - многие из них ядовиты.

      Delete
  11. А я в этом году решила посеять настурцию между рядками капусты для отпугивания вредителей. Не подозревала, что у этого растения съедобны все части, буду иметь в виду.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Сейчас много говорят о совместном выращивании овощных и декоративных растений, Ольга. Я тоже писала на эту тему "Овощи и цветы растут вместе". Расскажите о вашем опыте осенью!

      Delete
  12. И я тоже очень люблю настурции! Они так радуют глаз своим ярким цветом! Чудесные фото!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, Надежда, рада что вам понравились мои фотографии.

      Delete
  13. Вот этого я не знала, что настурция съедобна.

    ReplyDelete
  14. Надежда, я очень люблю настурцию, особенно, если она вьется, но у меня не получается вырастить ее пышной, видимо, ей нужна полутень, а у меня очень солнечный участок на южном склоне. А вкус помню с детства

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, Людмила, настурция приятно пахнет и на вкус своеобразная. У меня она обычно растет в полутени, но главное - чтобы почва была не бедная, заправьте ее удобрением.

      Delete

Я всегда рада прочесть ваши дружеские комментарии!
Друзья, если появятся проблемы с отправлением комментариев, пишите на мою почту.
Мой канал на YouTube
https://www.youtube.com/c/nadezdagarden

Спасибо, что зашли в мой блог!