Thursday, February 14, 2019

Платки и шали на выставке в музее

В конце января я побывала на выставке "Платки и щали" в Государственном Русском музее, которая расположилась в корпусе Бенуа, на канале Грибоедова. Выставка необычная, были впервые показаны предметы женской одежды с 18 века до наших дней. 
На Севере, в городе Каргополь еще в 18 веке появились белые полотняные платки вышитые золотыми нитями. Это золотое шитье интересно тем, что золотые нити прикрепляются к ткани шелковыми нитями в определенном порядке. Обычно полностью платки не расшивали, на спине был самый крупный рисунок, углы платки свободно лежали на плечах, сам платок скалывался под подбородком. Самые красивые платки относятся к 1860 -70 годам.











В те годы женщины повсеместно занимались рукоделием. В домах дворян и в крестьянских избах стояли пяльцы и шкатулки с нитями и шитьем.  В монастырях, скитах и в поместьях были промыслы по выпуску изделий на заказ, где в мастерских кружевницы, вязальщицы и вышивальщицы создавали свои изумительные работы. Вот несколько платков и шалей из Нижнего Новгорода, Каргополя, Торопца и Пскова:









Портрет жены купца г. Торопца, 19 век

В 19 веке начинает развиваться производства квадратных платков и шалей. Вся ткань покрывается узором из парчовых, золотых и серебряных нитей. Рисунки - виноградные ветки, ягоды и цветы украшают изделия.  В Коломне, Щелкове и Зуеве выпускались парчовые платки и шали, пользовавшиеся большим спросом.














Постепенно усложнялся рисунок, появилась кайма и бахрома, отдельные элементы шитья стали более выразительными.  Платки и шали носили в основном в качестве накидки на голове, в роспуск. Позднее появились более простые по технологии изготовления платки, для повседневного использования. В конце 19 - начале 20 века в помещичьих усадьбах Саратовской губернии появились ткацкие мастерские где ткались разноцветные шали со множеством оттенков, кружевные шали и пуховые платки из тончайшего козьего пуха.















Напишите, возможно у вас в семье сохранились старинные шали и платки, которые вышивали или носили женщины в вашей семье?
Какие из показанных изделий вам понравились?




Я сделала небольшое видео по выставке, посмотрите:

 



28 comments:

  1. Какие узоры и краски!!! Красота!!!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, Ирина, мне тоже понравилась выставка, красочная.

      Delete
  2. Красота!!! МЫ не носим сейчас платки, а зря. Красиво женщина выглядит в красивом платке. Спасибо за выставку, я тоже люблю ходить на выставки, много уникального можно увидеть.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Алевтина, я в последнее время увлеклась шалью, даже одну связала. На выставке такие красивые шали, но сколько труда в них вложено!

      Delete
  3. Здравствуйте, Надежда! Видео посмотрела на Ютубе. Как хорошо подобрана песня-мне понравилось. Трудно выбрать какой-то платок-они все очень хороши, каждый-со своей изюминкой. Вам, Надежда, спасибо за виртуальную экскурсию)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Рада что вам, Ирина, понравилось видео. Музыку долго искала, сразу поняла что это должна быть старинная женская песня. А мне понравился платок серебристый (фото 7-е от конца), очень элегантный, со вкусом. На видео я сделала его крупным планом.

      Delete
  4. Надежда, спасибо за экскурсию! Прекрасная выставка! Вот бы мою дочь на эту выставку, она у меня с детства любит платки, шали, конечно, это не старинные, но красивые, одну шаль тоже себе связала. Перехожу на ютуб для просмотра видео.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, Алла, мне приятно что вам и вашей дочери нравятся красивые вещи. Русский музей иногда радует такими выставками.

      Delete
  5. Ох,как жаль, что мы -женщины почти перестали носить платки. Но разве что на плечи порой накинем) КРАСОТА! И видео у вас получилось, Надежда Семеновна отменное, просто мастерски выполненное со сменой плана. И песня- удивительная.
    Понравился белый золотом вышитый. А в видео - оливковый, чуть болотный)
    Одним словом, спасибо за экскурсию.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пересмотрела видео, Людмила, - да, оливковый платок великолепный, выполнен мастерски. Когда снимала видео старалась, чтобы мое отражение не попадало в кадр. Получилось, но не везде. Песня мне тоже понравилась -"Сронила колечко"

      Delete
  6. Надежда, спасибо! С удовольствием и почитала, и посмотрела. Какой платок понравился больше - не смогу сказать, потому как каждый хорош по-своему).

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пожалуйста, Валерия!Все экспонаты красивые, согласна.

      Delete
  7. А мне очень понравились первые фотографии, где платки именно на женщинах, оказывается это так красиво! но в сегодняшних реалиях совершенно не представляю таких барышень, например в автобусе. такие платки надо носить как корону - тихо, плавно, с чувством собственного достоинства и никуда не торопиться.
    у меня платок всегда носила бабушка мужа - дома простой беленький, а на улицу - цветной шерстяной. она любила платки красного цвета с цветами

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, Света, наши бабушки и прабабушки носили платки, а позже в 19 веке стали носить красивые шали. Конечно в шали не очень комфортно в транспорте. Все-таки это одежда наших предков, поэтому она в музее.

      Delete
  8. Какая красота! Спасибо за экскурсию по выставке платков, очень интересно. Помню из детства платок, или у мамы, или у бабушки, белый полупрозрачный с "золотой" вышивкой. Платок был очень похож, как на одной из моделей на ваших фото, только поменьше размером.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Платки с золотой вышивкой - это в основном изделия северных мастерских, Валентина. Мне они нравятся тем, что вышивка сделана на легкой ткани - шелке или льне. Наверно,это был подарок вашей бабушке или маме.

      Delete
  9. Замечательная выставка! Очень красивые платки! Такое изысканное искусство!
    Завидую тем, кому идут платки и кто имеет их носить!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Надежда, к сожалению время настолько быстротечно, что такая одежда теперь является экспонатом музея. Мы сейчас уже не носим платки, но можно их сохранить как предмет искусства.

      Delete
  10. Изумительные работы рукодельниц! Чудесная выставка! Хочется рассматривать фотографии вновь и вновь! Спасибо за такую замечательную экскурсию в волшебный мир истории мастериц и их рукотворных работ!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пожалуйста, Евгения! Это верно - волшебный мир прошлой жизни, о котором мы и не подозревали. Как красивы были женщины, украшавшие себя изысканной одеждой, причем это могли быть как дворянки так и крестьянки.

      Delete
  11. Мне, как брюнетке, особенно приглянулся красный платок с золотой вышивкой. Очень нарядный.
    У меня сохранилось два платочка - они принадлежали ещё моей прабабки. Но они далеко не такие роскошные, как на фотках. Так что храним больше как память.
    Как здорово, что ношение платков с недавних пор снова вошло в моду ).

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, Ольга, храним как память о наших родных и как уважение к мастерству наших предков-кружевниц, вышивальщиц. Я сама стала носить шаль, теперь смотрю стали носить шали поверх пальто, жакета.

      Delete
  12. Мне все понравилось! Впечатляющие вещи! У меня в семье, к сожалению, ничего такого не сохранилось. У бабушки долгие годы был очень красивый большой пуховый платок, который она носила зимой. До сих пор помню, каким он был на ощупь...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пуховые платки были тогда в семьях не редко и ими гордились, я тоже это помню, Таня. Особенно белыми пуховыми платками, потому что они были тончайшими и очень мягкими, приятными в руке. У меня такого не было...

      Delete
  13. Спасибо за экскурсию. Очень выразительны все платки. А мне понравился самый первый.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пожалуйста, Вероника! Заходите еще.

      Delete
  14. Великолепные платки! Особенно впечатлили изделия из тончайшего полотна с вышивкой. Эх, как жалко, что женщины в наше время практически не носят платки, ходят с непокрытой головой. Как украшает платок женщину! Моя мама уже только шапки носила, в городе жила.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Платки из шелка с вышивкой - это высокое мастерство в основном крепостных мастериц, Ольга. Платки сейчас стали носить на плече, поверх одежды. Смотрятся не плохо.

      Delete

Я всегда рада прочесть ваши дружеские комментарии!
Друзья, если появятся проблемы с отправлением комментариев, пишите на мою почту.
Мой канал на YouTube
https://www.youtube.com/c/nadezdagarden

Спасибо, что зашли в мой блог!